Студия «MUSEUM»
 

Архив: Тексты

Представлено несколько программных и кураторских текстов, составленных авторами Студии «MUSEUM».

Обзор текстов

Другие текстый периодически будут добавляться. Если Вы ищете отдельный текст, который здесь не представлен, просим связаться с нами.

Улан Джапаров
500 сом
7 мая 2020 г.
В постах на ХБ (художественный базар) периодически возникают дискуссии по поводу валюты для расчетов. Для многих не совсем понятно почему в основном используется «кыргызский сом».

Считаю, что этo не совсем случайно… пересчет. Оценивание художественных работ в сомах - дает более подробный масштаб, больше возможностей для маневрирования при продаже/купле работ. Если в обычной практике художники (наиболее успешные) в основном при
продажах своих работ (большей частью за границу, и, в редких случаях, у себя на родине) использовали доллары или евро с минимальным шагом изменения стоимости в 100 долларов/евро, в очень редких случаях в 50.
Ну и галерейные цены или общепринятые цены на международном арт-рынке были недоступны для небогатой местной публики, что оставляло за бортом много потенциальных покупателей и ценителей искусства.

Не помню, чтобы кто-то оценивал работы в 27 доларов или в 128… как-то не заморачивались на мелочах.

Карантин, пандемия, режим ЧП поставили многих перед жестким выбором – инстинктом выживания или тягой к искусству, своему развитию, реализации. Введение в оборот при оценке стоимости работ на ХБ с минимальной ставки в 500 сом считаю большой удачей и революционным шагом…

Основные единицы измерения – 500. 1000, 1500, 2000, 3000, 4000… сом
Если брать в долларах – то 7, 14, 20 и так далее.
За 50 долларов на ХБ (тот шаг в погрешности при обычной торговли) можно приобрести вполне серьезные работы, которые в обычных условия стоили бы в 3-5 раз дороже.
Разница вроде небольшая, но она привязывает процесс торговли к нашей реальности.

За 500 сом – можно сходить в магазин и купить продукты первой необходимости на пару дней (для небольшой семьи).
За 1000 сом – уже на 4 дня…
За счет изначально заданной Базаркомом и модераторами демократической планки по стоимости работ, связанной и с социальной и с полу-коммерческой функцией Базара, всем участникам удалось найти небольшую нишу – где интересы пересекаются и цена ошибки не так велика, а выгоды от продажи/приобретения работ сразу ощутимы.

500 сом – напоминает мне «азиатский кирпич», из самана слегка высушенный и обожженный, плоский …из которого строились все основыне сооружения в Центральной Азии.
Контекст
Текст посвящен экспериментом Медера Ахметова, Дарины Манасбек и Филиппа Райхмута по созданию демократической онлайн-платформы "Художественный базар" для торговли произведениями искусства во время кризиса из-за пандемии COVID-19.

Оригинал опубликован на Художественном базаре в виде объявления продажи рукописи за 500 сом.

Подробнее о "Художественном базаре":
  • Акжибек Бейшебаева, «Продаешь три, покупаешь одну». Как художники совриска Центральной Азии во время пандемии помогают друг другу (статья на Kloop)
  • Диана Кудайбергенова, Art Bazar! A New Initiative for Central Asian Artists to Create An Online Marketplace for Contemporary Art (статья на Voices on Central Asia)
  • Медер Ахметов, Дарина Манасбек и Филипп Райхмут, Pulling ourselves out of the swamp (статья на Transitory White)